ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СПЕКТАКЛЯХ

14 декабря 2008 г.
Культурный центр П.И. Чайковского
«Маленькие комедии»  

Ну вот, наконец-то у нас долгожданная премьера, фундаментом которой является «Русский сатирикон» - программа по произведениям Зощенко, Аверченко, Тэффи. Это был наш с Юрой второй спектакль в Москве, в доме Нащокина. Помню, как над каждым рассказом весь зрительный зал тогда смеялся до слез, а я так порою и фотографировать не могла от смеха. Потом был питерский в «Бродячей собаке», где кроме Юрия Решетникова были задействованы еще несколько актеров, среди которых мне особенно понравился Михаил Давыдович Пукшанский. В этом, на первый взгляд, очень серьезном человеке, неожиданно проглядывало столько своеобразного юмора, а уж когда они вдвоем с Юрой сыграли «Самоубийцу» - то стало понятно, что этот замечательно сложившийся дуэт должен иметь свое продолжение. И чеховская программа, прошедшая с большим успехом в Москве подтвердила правильность этого решения. Я и до сих пор с огромным удовольствием пересматриваю диск с этим спектаклем и каждый раз, как и в начале, не могу удержаться от смеха, настолько здорово и смешно разыграны эти рассказы.
Наш второй спектакль рождался не сразу: артисты решили обновить прежнюю программу, не просто изменив ее название, но и добавив к ней несколько новых рассказов. Идея вставить в спектакль несколько рассказов К.Чапека, принадлежит, в то время гостившему у Юры, нашему большому другу - Петру Васильевичу Меркурьеву. Когда мне Юра сказал об этом, признаться, в первый момент, я даже опешила:
- Юра, какой Чапек? Кто его сейчас вообще-то знает?
Но на тот момент, артист, прочитав несколько его рассказов, был от них в совершенном восторге. А уж если мне об этом говорит Юрий Решетников, то я безоговорочно принимаю это на веру – значит, так тому и быть.
Я даже специально не стала спрашивать их названия, настолько захотелось почувствовать себя в роли зрителя и вместе со всеми от души посмеяться над незадачливыми героями этих рассказов. Надо сказать, что каждый из них отбирался и продумывался очень тщательно, а уж тем более репетировался. На протяжении нескольких месяцев шла очень серьезная работа – здесь одним, даже хорошо заученным текстом, никак не обойтись, ведь на сцене будет разыгрываться самый настоящий спектакль со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых я упомяну в самом конце своего рассказа. Да, забыла сказать еще вот о чем. В этот раз, мы создали на сцене комнату простого обывателя тех лет. Несколько стульев, доморощенная этажерка, много чего повидавшая на своем веку и несколько модных вазочек с искуственными цветочками – мы еще пожалели, что горшка с геранью сыскать не удалось. Эх, сюда бы добавить еще несколько фарфоровых слоников, какие часто стояли тогда на комодах всех добропорядочных граждан...
Ну вот, с предисловием закончено, теперь надо бы попробовать рассказать о самом спектакле. Я не очень люблю писать по памяти, потому что, как правило, по истечении нескольких дней, за каждодневными делами, острота ощущения от спектакля несколько уходит: что-то забывается, какие-то интересные моменты всплывают в памяти когда рассказ уже готов и потом… - ах, забыла написать про это… Вот потому я включаю диктофон и начинаю слушать… и слова, сами собой постепенно ложатся в строки…
К великому сожалению я не могу сказать, что наши признанные сатирические авторы первой половины XX века сегодня пользуются особой популярностью, а жаль…Зато у нас в чести сейчас юмор, мягко говоря, совсем другого сорта, в основе которого преобладает неимоверная пошлость, вульгарность и, как мне кажется, откровенный тупизм: я никогда не смогу понять, как можно с этой чушью выходить на сцену? Ладно, не будем о грустном.
Так вот, к нашей радости, сегодня к нам пришло довольно много зрителей, причем прослеживались совсем юные лица. Впервые мы решили снимать наш спектакль двумя камерами: интересно будет посмотреть, как это будет выглядеть на экране?
Так, все: зрители расселись, артисты готовы и мы начинаем…
Звучит веселенький мотивчик и одновременно с ним очень громогласный серьезный голос предупредительно вещает:
- Сеньоры и сеньориты! Ни в коем случае не отключайте ваши мобильные телефоны! Давайте будем на связи! Большое спасибо за внимание.

М.Зощенко «Мелкий случай из личной жизни»
М.Пукшанский начинает наш спектакль.
Выхожу я раз однажды на улицу и замечаю, что на меня женщины не смотрят…

И сильно удивившись такому положению дел, наш герой начинает выискивать в себе всяческие недостатки: тут идет в ход и усиленное питание, чтобы придать себе соответствующий вид, и смена гардероба и долгое время пребывание на свежем воздухе для загорелости физиономии, да все что-то не впрок…
И вот когда меня спрашивают, сколько мне лет? – и я называю почти трехзначную цифру - я понимаю – так вот почему на меня не смотрят женщины: я просто-напросто постарел...
Вот такой смешной рассказ с довольно грустным окончанием. Что ж, и в сатирических рассказах иногда встречается такое…

А.Аверченко «Красивая женщина»
Гуляя по лесу, чиновник Плюмажев вышел к берегу реки и остановившись стал бесцельно водить глазами по тихой зеркальной поверхности воды. Близорукий взгляд чиновника Плюмажева скользнул по другому берегу, перешел на маленькую желтую купальню и остановился на какой-то фигуре, стоявшей по колено в воде, и поливавшей горстями рук голову в зеленом чепчике. Женщина…ей богу, женщина! И молоденькая кажется…

И вот тут уже у весьма немолодого человека взыгрывает кровь – вот бы подсмотреть за купальщицей, но, увы! Близорукость и как назло бинокля с собой нет. В зеленой зелени кустов чиновник застает студента, с удовольствием рассматривающего в бинокль все ту же женскую фигуру.

И как он ни просит юношу одолжить ему хотя бы на минутку, бинокль – тот не соглашается ни в какую. Но, смилостивившись, начинает во всех подробностях описывать Плюмажеву все прелести женской особы.

  

Бедный чиновник, доведенный почти до белого коленья, готов, кажется, решительно на все, лишь бы завладеть драгоценным биноклем, чем и пользуется студент, заломив за него немалую цену.

Получив щедрую плату, посвистывая, он быстро удаляется в лес, а наш довольный чиновник, плотоядно улыбаясь, в сладостном предвкушении прилаживает бинокль к глазам и всматривается… « на песчаной отмели, в полосатом купальнике стояла жена Плюмажева и поправляла чепчик…»


Выражение лица данного господина после столь замечательной картины не поддается никакому описанию…
Молодцы! Так здорово и смешно разыграть эту сценку с биноклем – это, действительно, надо было очень постараться. Все шло так легко и непринужденно, что у меня сложилось впечатление, что этот рассказ артисты играют уже довольно давно, и они в нем уже притерлись друг к другу. А ведь сегодня у нас премьера… Юрин студент был так искусно хитер, несмотря на внешнюю простоватость, зато герой М.Пукшанского, этот серьезный господин, забывая, кажется про все, совершенно теряет голову…
Зрители, просмеявшись весь рассказ, дружно аплодировали артистам.

Н.Тэффи «Кокаин»
Я всегда с удовольствием слушаю этот рассказ в исполнении Ю.Решетникова. Все три действующих лица – Шелков, Сонечка и актриса Моретти у Юры всегда получаются очень живыми персонажами со своими особенностями характера, своими привычками. Взбалмошность, капризность, томность во взглядах и в движениях дам, светская учтивость в обращении с ними Шелкова – все это очень хорошо просматривается в игре актера. Причем, разговорная речь - она тоже оттуда, из тех лет, когда писались эти рассказы – и это тоже придает свою правдивость тому действию, что происходит сейчас на сцене…


  

Н. Тэффи «Сила воли».
Иван Матвеич с покорной тоской смотрел, как докторский молоток пощелкивает его по толстым бокам: «Пить нельзя, вот что. Много пьете.»
«Одну рюмку перед завтраком и две перед обедом. Коньяк» – печально искренне отвечал пациент.
«Ну вот, все это придется бросить: печень-то у вас вон где…Но если у вас есть сила воли, то вам ничего не будет стоить бросить эту привычку»


И вот Иван Матвеич, не откладывая это дело в долгий ящик, решил прямо сейчас же и
начать вырабатывать в себе ту самую силу воли… зайдя по дороге в магазин и купив себе бутылку коньяка. В процессе обеда, поставив ее перед собой, он так навырабатывался, что у него уже язык начал заплетаться.
Вечером, заглянувший на огонек приятель, был несказанно удивлен представшей перед ним картиной. Иван Матвеич сидел в столовой, на полу и, глядя в упор на ножку стула, грозил ей пальцем и говорил внятно, толково и вразумительно, что если у человека есть сила воли, то он может пить и ему ничего не страшно!
Но, не договорив своей пылкой речи он так и захрапел на полуслове.. Вот такой волевой Иван Матвеевич получился у Михаила Пукшанского.

М.Зощенко «История болезни »
Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома. Конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней. И калорийность пищи, может быть, у них более предусмотрена. Но, как говорится, дома и солома едома…

  

Нет, определенно, сегодня Юра, явно в ударе – это я заметила еще по ходу репетиции: даже по этому уже было понятно, что он доволен тем, что получается у них на сцене, а такое бывает не всегда.
Только больного привезли, записывают его в книгу, и вдруг он читает на стене плакат:
"Выдача трупов от 3-х до 4-х ."


  

Не знаю, как другие больные, но я прямо закачался на ногах, когда прочел это воззвание. Главное, у меня высокая температура, и вообще жизнь, может быть, еле теплится в моем организме, может быть, она на волоске висит -- и вдруг приходится читать такие слова. Я сказал мужчине, который меня записывал
-- Что вы, говорю, товарищ фельдшер, такие пошлые надписи вывешиваете?


Сегодня у меня в первых рядах сидели зрители, купившие билеты в театральных кассах и по всей вероятности они у нас впервые и поэтому мне было очень интересно наблюдать за их реакцией. Вот у мужчины, который сидит справа от меня, улыбка с лица, практически не сходит и я вижу постоянно смеющиеся глаза – ага, значит интересно, значит, нравится…

  

Н. Тэффи «Модный адвокат»
В этот день народу в суде было мало. Интересного заседания не предполагалось. На скамьях за загородкой томились и вздыхали три молодых парня в косоворотках. В местах для публики – несколько студентов и барышень, в углу два репортера. На очереди было дело Семена Рубашкина. Обвинялся он, как было сказано в протоколе, «за распространение волнующих слухов о роспуске первой Думы» в газетной статье. Обвиняемый был уже в зале и гулял перед публикой с женой и тремя приятелями. Все были оживлены, немножко возбуждены необычайностью обстановки, болтали и шутили.– Хоть бы уж скорее начинали, – говорил Рубашкин, – голоден, как собака.
– А отсюда мы прямо в «Вену» завтракать, – мечтала жена.
– Га! га! га! Вот как запрячут его в тюрьму, вот вам и будет завтрак, – острили приятели.

Вот этот рассказ когда-то мне особенно понравился у Михаила Давыдовича – очень уж достоверно он получился у него. Никак не ожидала, что такой вроде бы серьезный человек обладает большим чувством юмора, причем, он спокойно может вызвать смех в зале, при этом сам даже не улыбаясь… Юра же и в силу возраста и своего темперамента совсем иной, но вот этот контраст между ними, наверное, и придает этому замечательному актерскому дуэту особый шарм…


А.Аверченко «Рыцарь индустрии»
Мое первое с ним знакомство произошло после того, как он, вылетев из окна второго этажа, пролетел мимо окна первого этажа, где я в то время жил, - и упал на мостовую…
Вот это было что-то: давно я так не смеялась…
Рассказать про все действия на сцене просто невозможно – вот это точно надо видеть самим. Я и сейчас слушаю и смеюсь до слез…

Рекламный агент приходит предлагать свои товары… И как постепенно звереет от этих предложений хозяин квартиры и как невозмутимо вежлив остается этот молодой человек… Браво, господа артисты! Класс! Зал со смехом и с удовольствием аплодировал артистам!

  

  

  

  

  

М.Зощенко «Страдание молодого Вертера»
Этот рассказ очень отличается от всех предыдущих: Юра здесь как-то особенно трогателен, душевен и чуточку наивен – таким, на самом деле и есть его герой… И как ему хочется со всеми поделится своей юной щедростью, когда кажется, что вокруг все так замечательно и прекрасно и все окружающие его люди, такие славные…

  

Отсутствие брани и грубости, уважение к личности… и вдруг захотелось всех обнять…
И артист здесь вступает в диалог со зрительным залом: кому-то порывисто пожимает руку и зритель, смеясь, отвечает ему тем же..
- Захотелось крикнуть: «братцы!» мы преодолели громадные трудности и скоро мы все заживем, как фон бароны!

И как постепенно, при встрече с одним из таких «славных» людей его молодой горячий задор постепенно гаснет. И вот уже растерянный взгляд, совершенно непонимающий, за что его так оскорбили и непрошеные слезы наворачиваются на глаза.

  

И так жалко становится этого доверчивого юношу, так по-настоящему проникаешься к нему участием, как будто ты сама была свидетелем этого неприятного инцидента. Но юность берет свое и вера в хорошее все равно остается..
И как-то сердце опять смягчилось и захотелось опять всех обнять, захотелось крикнуть: «Товарищи! Мы строим новую жизнь, мы преодолели громадные трудности, так давайте… как-нибудь… как- ни-бу-дь уважать друг друга, а?...
»
Вот тут кроме, «Браво!», мне больше ничего не хочется говорить: сегодня уж как-то особенно меня задел этот рассказ и только Юра этому виной… Так вложить душу..

К.Чапек «Поэт»
В четыре часа утра на Житной улице автомобиль сбил с ног пьяную старуху и скрылся, развив бешеную скорость. Молодому полицейскому комиссару предстояло отыскать это авто…
И вот полицейский допрашивает очевидцев происшествия, среди которых был один поэт.

  

  

Все действие рассказа состоит в том, чтобы поэт вспомнил номер этой машины.
Да что вы! - искренне удивился поэт. - Я никогда не замечаю подробностей
- Что же вы вообще заметили, скажите, пожалуйста? - иронически осведомился полицейский.
- Так, общее настроение, - неопределенно ответил поэт. Эту, знаете ли, безлюдную улицу... длинную...предрассветную... И женская фигура на земле... Постойте! - вдруг вскочил поэт. - Ведь я написал об этом стихи, когда пришел домой..


  

Дома в строю темнели сквозь ажур,
Рассвет уже играл на мандолине.
Краснела дева.
В дальний Сингапур
Вы уносились в гоночной машине.
Повержен в пыль надломленный тюльпан.
Умолкла страсть Безволие... Забвенье
О шея лебедя!
О грудь!
О барабан и эти палочки -
трагедии знаменье!


  

  

И вот когда поэт расшифровывает смысл своего стихотворения, то постепенно начинает вырисовываться номер скрывшейся машины…
Ну, скажу я вам, поэт у Юрия Решетникова получился просто изумительный. Рассеянный, блуждающий, не от мира сего, взгляд, устремленный в какие-то, только ему ведомые дали. Ну, просто пальчики оближешь от созданного им образа! Ведь, действительно сейчас перед нами настоящий поэт, а рядом с ним очень строгого вида господин полицейский, которому надо непременно узнать номер этой злосчастной машины.

  

  

Юра оказался прав на все сто: великолепный рассказ, который очень удачно вписался в спектакль.

А.Аверченко «Самоубийца»

  

  

Этот рассказ из разряда тех, которые настолько интересно разыграны, что их с удовольствием можно слушать, а еще лучше смотреть и не один раз…
Циничный Берегов, который с легкостью предлагает своему приятелю Биллевичу яд, когда тот решает покончить жизнь самоубийством.

  



Вот так это выглядит на первый взгляд… и что из этого вышло?.. Читайте Аверченко или еще лучше, приходите на наш спектакль, и вы вволю посмеетесь над тем, как Берегов спасал новоявленного самоубийцу.
Вот и спасай после этого людей от смерти, они ж тебя с лестнице и спустят…
Смех в зале и аплодисменты. Артисты выходят на сцену: «Вот, собственно и все»
Артистам дарят цветы и благодарят за замечательный вечер.

  

В качестве анонса предстоящего чеховского спектакля «И смех, и слезы, и…», который состоится 15 января в Центральном доме журналиста, они разыгрывают рассказ «Психопаты»

  

  

  

  

Ну, тут уже просто море эмоций и сплошной экспромт…
Вот так прошла наша московская премьера спектакля «Маленькие комедии». Забыла написать про наших операторов, которые снимали сегодня наш спектакль. Мне очень понравилось постоянно улыбающееся лицо девушки – оператора, которая работала с нами впервые, а вот Александр – наш второй оператор очень коротко, но емко дал свою оценку работе артистов: « Я почувствовал и увидел на сцене ту эпоху, в которой жили герои всех этих рассказов…»
И вот это было самое главное…

фото: .О.Горбенко и А.Савченкова
Валентина К. - директор Юрия Решетникова

Отзывы о спектакле
Ксения Алешина (г. Москва)

В прошлую пятницу я с моими коллегами и с друзьями старшего сына побывала на "Маленьких комедиях" Ю. Решетникова и М. Пукшанского. Уверенно могу сказать, что в этот вечер у петербургских артистов появилось по меньшей мере одиннадцать новых почитателей! Ребята (ученики 8-9 классов) были в неописуемом восторге, а взрослые сокрушались, что прежде игнорировали мои приглашения на подобные вечера. Некоторые произведения нам были вдвойне интересны, поскольку мы с коллегами в свободное от работы время сами разыгрываем сценки из Зощенко и Аверченко.
После спектакля ребята купили диски с чеховской программой и "Есениным" и в радостном оживлении фотографировались с Валей и артистами. К нашей дружной кучке подошел высокий мужчина, которого я и раньше видела на спектаклях, и стал расспрашивать молодежь о впечатлениях. Пока я мысленно ломала голову, кого же он мне напоминает, разговор шел о музыке, театре. Вскоре к дискуссии присоединился Ю. Решетников и представил нам нашего загадочного собеседника: это был Петр Васильевич Меркурьев, сын актера В. Меркурьева и внук В. Мейерхольда. Каких только встреч не бывает в жизни!.. Ребята были счастливы и бессчетное число раз благодарили меня, а я переадресовываю эту благодарность нашей замечательной Вале! Валюш, спасибо тебе!

Эмилия (г. Москва)

Валентина, большое спасибо за такой подробный рассказ, который позволил еще раз пережить то, что было на спектакле. Это было действительно просто великолепно. Можно сказать, что это был прекрасный новогодний подарок москвичам. Просто уже слов не хватает, чтобы рассказывать о спектаклях наших петербургских артистов. Каждый раз это здОрово, а эта премьера - просто потрясающа. Артисты "выложились" полностью, и грех был бы просить их показать что-то еще, но все же так не хотелось с ними расставаться. С нетерпением будем ждать следующего спектакля по рассказам Чехова 15 января в Доме журналистов.

Анастасия (г. Королёв)
Слов нет. Одни эмоции и все положительные!Смеялась до слез.
Наконец-то состоялась премьера новой программы.
Первое, что хочется сказать - огромное спасибо всем тем, кто пришел в этот день на выступление артистов. Не ожидала увидеть такое большое количество зрителей.
Также отдельную благодарность хочу выразить Петру Васильевичу Меркурьеву за то, что благодаря ему, мы услышали рассказы К.Чапека.
Программа удалась, зрители в восторге, артисты довольны. Все счастливы.
Перед началом я, как и все, не знала, что будет. Знакомых миниатюр было достаточно, но артисты показали нам и новые. Все было разыграно, как нельзя лучше. Поражает этот контраст и удивительное сочетание игры Юрия и Михаила Давыдовича, идеально гармонировавших между собой.
Ждем спектакль по рассказам Антона Павловича.

Ольга Васильевна (г. Москва)
Не знаю, бывает ли это вовремя, но у меня совсем не вовремя испортился компьютер поэтому "по горячим следам" написать рассказ не смогла sad , но с большим удовольствием прочла все отзывы и всех написавших благодарю. Мои впечатления совпадают с уже рассказанным. Хорошо, что такие события "документируются" и не только на этом сайте, но и профессионально снимаются на видео. Теперь будет возможность приобрести диск и в любое время наслаждаться игрой артистов в этом спектакле. И, все-таки, хоть и поздновато, но хочу немного поделиться и своими фотографиями со спектакля:

М.Зощенко «Мелкий случай из личной жизни»:
  

  

  

А.Аверченко «Красивая женщина» (много, но просто не смогла от какого-то отказаться):
  

  

  

  

  

  

  

  

  




Н.Тэффи «Кокаин»:
  

  

  

  

  

  

  

  

Н. Тэффи «Сила воли»:

  

  

  

  

  

Остальные произведения и так узнаваемы по выложенным Валей фотографиям, а 15 января будет уже следующий концерт Юрия и новые впечатления, да и этот останется не только в памяти, а те, кто не смог пойти, могут представить, что это был за спектакль, но если кто-то хочет, чтобы были фотографии со всех произведений - напишите, попозже выложу.