ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СПЕКТАКЛЯХ

22 октября 2009 г. Центральный дом Журналистов
«В своей стране я словно иностранец...»


Как бы ни складывались обстоятельства, но вот октябрь всегда будет для нас Есенинским месяцем…
 



Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.




По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное "ку-гу",
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.




В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь —
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.




Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

С отягченными веками
Я смотрю и смотрю на луну.
Вот опять петухи кукарекнули
В обосененную тишину.

Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звезд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.

Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне —
Не кому-нибудь —
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Чтоб под этою белою лунностью,
Принимая счастливый удел,
Я над песней не таял, не млел
И с чужою веселою юностью
О своей никогда не жалел.



Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.


Очень памятным для нас был есенинский спектакль, который Юрий Решетников сыграл в драматическом театре им. Р.Симонова. Там он придумал новые сценические решения, которые даже в чем-то видоизменили спектакль, сделав его еще более интересным. И этот вариант настолько понравился, что артист решил показать его сегодня в Доме журналиста. И все было бы хорошо, если бы не одно существенное «но»…
На «Маленьких комедиях» звукорежиссером и постановщиком света с нами работал довольно молодой юноша, который просто блестяще выполнял свою работу и артиста он понимал буквально с полуслова, а сегодня нам «повезло» несказанно… Когда человеку, мягко говоря, все по барабану и он просто отрабатывает свое время, то и результат получается соответствующий. Сколько Юра ни бился с ним, но звук и свет так, как просил артист, он выстроить не смог, хотя считался хорошим специалистом. И, в конечном итоге, нам пришлось задержать начало спектакля, а про состояние актера я даже не буду и говорить, хотя Юру вывести из себя крайне трудно. И после окончания спектакля, те, кто видел его далеко не первый раз, говорили мне про эти неприятные моменты. То звук был недостаточным, то лицо артиста наполовину было в тени, наполовину в свете. Работа такого «профессионала» нам совершенно не подходит, поэтому в дальнейшем мы намерены отказаться от его услуг, что и довели до сведения дирекции ЦДЖ, ведь артист настолько старается всегда сделать спектакль интересным и живым, выкладывается на сто пятьдесят процентов, а из-за чьей-то халатности на сцене возникают вот такие накладки…
Вот связи с этим я сейчас вспомнила Олега, когда видишь его на сцене не в самом хорошем настроении. Ведь никогда не знаешь, какие проблемы подстерегают артиста за кулисами – и это я уже прекрасно изучила на своем опыте. И зная отношение Олега Погудина и Юрия Решетникова к своей работе – когда они видят такие вещи, а ведь все должно быть безупречным - попробуйте взять себя в руки и выйти, как ни в чем не бывало, улыбаясь, на сцену…

Зал почти полон: конечно, были наши погудинцы и даже кто-то впервые, но, в основном, незнакомая мне публика: люди покупали билеты в театральных кассах и в кассах ЦДЖ. Очень хотелось присутствовать на спектакле, но с другой стороны, у меня были неотложные дела, поэтому рассказать сегодня об особенностях данного спектакля, у меня не получится. Но если в антракте и после спектакля были проданы почти все DVD наших программ, то, думаю, это о чем-то говорит. И самое интересное - не хватило дисков есенинского спектакля и «Графа Нулина»: один мужчина очень сокрушался по этому поводу… Так что сегодня я предоставляю вашему вниманию фотографии, сделанные нашей Настей и несколько отзывов, которые я получила по почте.



Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось…



О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета…



Быть поэтом — значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет — ему не больно,
У него одна и та же песня…



Канарейка с голоса чужого —
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка…



Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою»…



«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей...



Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою...


Валентина К. - директор Юрия Решетникова

Отзывы о спектакле
Анжела (г. Москва)


Валя, спасибо тебе и Юре! Во втором отделении я улетала, как на концертах Олега…
И еще несколько слов о вчерашнем спектакле. Сегодня по дороге на работу слушала запись (я записала на диктофон весь спектакль).
Поразительно, но почти все время в глазах стояли слезы. Такое ощущение, что, чем больше слушаешь эти стихи, тем больше они тебя "забирают". Временами приходилось возвращать себя в реальность... Очень похоже на то, что происходит, когда слушаю Олега. А когда закончилась запись, диктофон перешел на другую папку и начал проигрывать запись концерта Олега, да не что-нибудь, а программу "Молитва". Я поразилась, насколько это было органично после того, что
читал Юра! И пришла мысль, что, если бы у Олега был театр (как он мечтает), то Юра очень хорошо туда бы вписался... И еще мысль пришла. Эти стихи можно читать по-другому. Но не нужно. Мне почему-то кажется, что Есенин читал бы так же...
Когда я в самом начале нашего знакомства сказала, что Юра чем-то неуловимо напомнил мне Олега, я не подозревала, как много у них общего. Ты права - они похожи в чем-то самом главном. Я это почувствовала на спектакле по Есенину, но еще более это стало ясно в течение недели, прошедшей после спектакля. Они оба (и Юра, и Есенин) запали мне в душу так, что я просыпалась утром, а у меня в голове звучали стихи из спектакля, звучали так, как читал их Юра. Такое бывает у меня с песнями Олега - просыпаюсь с каким-нибудь романсом или песней, в душе звучит его голос, и запись не надо включать...
Девяносто процентов стихов, которые звучали на спектакле, я знаю, но они как-то по-новому зазвучали тогда. Я как будто почувствовала и поняла душу Есенина. Это удивительное ощущение.
И еще одно удивительное, редкое и очень дорогое ощущение было у меня в день спектакля. Когда я подошла к Юре с цветами, он так трогательно смутился. Я сказала несколько слов благодарности и за это время ощутила соприкосновение с его душой. Она как будто была совершенно открыта, распахнута, трогательно чиста... Не знаю, всегда Юра такой, или это только после спектакля такое особое состояние души у артиста? Мне трудно найти слова, чтобы лучше описать это, но я уверена, что тебе это знакомо. В обычной нашей суетливой жизни мы почти не встречаемся с таким общением душ напрямую, люди, как правило, закрыты. Тем более ценны такие мгновения. Я до сих пор под впечатлением!

Валентина (г. Москва)

Спешу поделиться впечатлениями от вчерашнего спектакля.
На сей раз я изложу не свое мнение, а мнение молодых людей, которые стояли позади меня в гардеробе, а я его случайно услышала.
Во-первых, молодежи понравилась форма моноспектакля, которую они в первый раз услышали от Олега Меньшикова, который специально из Лондона, по их словам, приезжает в Россию и представляет здесь в Москве свой моноспектакль. Так вот, им показалось, что у Юры получилось ничуть не хуже.
Во-вторых. Понравились режиссерско-актерские находки, такие как: красный свет на сцене во время наиболее трагических эпизодов, листы бумаги в руках актера, на которых якобы написаны тексты статей и которые актер в отчаянии рвет от имени своего лирического героя и еще много чего, что я в точности не запомнила…

(Небольшое уточнение по поводу моноспектакля Олега Меньшикова. Дело в том, что Олег, действительно, в 2008 г.выпустил свой первый моноспектакль «1900», который он играет в театре им. Моссовета, только насколько я знаю, Меньшиков, по-прежнему живет в Москве. А вот в 1991г. в Лондоне он играл Есенина в спектакле по пьеса Мартина Шермана «Когда она танцевала», рассказывающем об одном дне жизни Айседоры Дункан и Сергея Есенина. И на то время, пока Олег играл в этом спектакле, он и жил в Лондоне.)

А вот только что пришло сообщение из Петербурга: там Юра играл Есенина 28 октября.

Какой сегодня был ЕСЕНИН!!! Это что-то! Я думала, что не удивлюсь уже ничему, однако...
М.Козовая
(Мария ходит на все спектакли Юрия Решетникова, а Есенина она смотрит, наверное, уже в восьмой раз.)

Эмилия (г. Москва)

Много раз смотрела этот моноспектакль, но могу смотреть еще и еще, так как и стихи Есенина сами по себе надоесть не могут, и Юра один и тот же спектакль каждый раз представляет по-разному. В этот раз очень понравилась и находка с красным светом в самых драматических моментах. Меньшикова-Есенина я не слышала, ничего не могу сказать. А вот Безрукова-Есенина видела и слышала по телевизору. "Черный человек" они исполняют по-разному, но оба варианта исполнения мне понравились. А вот те стихи Есенина, которые читал Безруков, и которые есть в репертуаре Юры, на мой взгляд, у Юры звучат сильнее.